Башенный кран (КБ) — это устройство, представляющее собой поворотный кран стрелового типа. Его стрела закрепляется в вертикальной металлоконструкции, которая называется башней. Это распространенный тип спецтехники, в среднем на его долю приходится до 20% всего парка мобильных кранов. Такая техника используется на строительных площадках, а также для проведения погрузочно-разгрузочных работ с транспорта.
Башенные краны бывают различных видов. Их основные элементы — платформа, башня и стрела. Стрелы могут различаться как конструкцией, так и формой сечения. Это важно, поскольку влияет на параметры их вылета. Также КБ могут различаться конструкцией отдельных элементов, другими деталями. Башенные краны различаются:
Краны определенного типа выбирают в соответствии с теми работами, которые будут осуществляться с их помощью.
Существует два варианта — платформа башенного крана может быть поворотной или неповоротной. КБ первого типа предназначены в основном для проведения быстрых работ небольшого объема. Например, это может быть срочный ремонт, строительство небольшого здания или проезда. Преимущества поворотного крана заключается в том, что его можно легко транспортировать и быстро собрать.
Основные элементы поворотной платформы — рама и балки. Они принимают на себя большую часть нагрузки. Грузовую лебедку и устройство для стрелы закрепляют с помощью кронштейнов. В основании такой башни находится противовес. Максимальная грузоподъемность КБ с поворотной платформой составляет 25 тонн. Высота, на которую они могут поднять груз, составляет 90 метров.
Краны с неповоротной башней — это более мощная техника. Она используется в высотном строительстве и для более сложных работ, в которых требуется техника большой грузоподъемности. У этих кранов не поворачивается платформа. Но башня снабжена подвижным оголовком, который установлен наверху. К нему крепится стрела, а для достижения устойчивости — еще и противовес.
Грузоподъемность моделей с неповоротной башней может составлять до 75 тонн. Они поднимают грузы на высоту до 220 м.
КБ можно классифицировать и по типу опоры, на которую они устанавливаются. Выделяют четыре группы:
В зависимости от типа опоры различаются и методы установки такой техники. Они заключаются в необходимости подготовки различных типов основания.
Классификация башенных кранов по параметрам башни — это разделение всех моделей на две большие группы:
При работе в холодном климате с низкими температурами чаще используют сплошностенчатые конструкции.
Описание башенных кранов будет неполным без указания типа башни. Существует три варианта:
Также существуют модели кранов, в которых при необходимости башни можно наращивать до нужной высоты сверху или снизу. Первый вариант является более удобным в условиях стройплощадки.
Кабина — это элемент конструкции, в которой установлены приборы для управления спецтехникой. Кабины бывают:
Различаются по степени наружного обзора кабины:
В любом случае в современной спецтехнике кабины делают максимально удобными для оператора, чтобы он мог работать в любое время года.
Типы башенных кранов различают в зависимости от того, может ли стрела менять высоту подъема груза. Выделяют:
Бывают также шарнирно-сочлененные стрелы, которые можно назвать комбинированным вариантом. Их делают из труб различного диаметра, а также из металлического уголка или гнутого профиля.
Стрелы различаются по конструкции. Различают:
Все стрелы делают секционными. Это нужно для того, чтобы облегчить их перевозку и сборку, которая осуществляется непосредственно на строительной площадке.
Стрелы различаются по виду сечения. Они могут быть:
В большинстве моделей используют стрелы с прямоугольной формой сечения. У кранов тяжелого класса может быть сложная форма.
Чтобы лучше понять устройство техники, надо разобраться, как классифицируют башенные краны. Всего выделяют три критерия:
По этому критерию выделяют четыре категории спецтехники:
Краны различного назначения отличаются друг от друга даже с точки зрения конструкции. Например, у погрузо-разгрузочных кранов башни находятся ниже, чем у других моделей. Чаще всего их оснащают балочной стрелой с грузовой тележкой.
Рассматривая конструкцию КБ, нужно обратить внимание и на ходовую часть. По этому критерию выделяют:
В зависимости от этого показателя различают три категории башенных кранов:
Башенные краны нашли широкое применение в нескольких сферах:
Возможности применения конкретной модели в той или иной сфере зависит от ее мощности. В малоэтажном строительстве используются краны небольшой мощности с грузоподъемностью до 5 тонн.
Модели средней мощности используются для возведения многоэтажных домов и промышленных объектов. Грузоподъемность таких моделей составляет до 25 тонн.
КБ большой мощности используются для возведения сложных промышленных объектов, а также в гидростроительстве. При этом грузоподъемность такой техники может составлять до 100 тонн.
В гидротехническом строительстве теоретически могут быть задействованы и менее мощные краны. У каждого уровня тогда будет своя задача. Например, модели с небольшой мощностью и грузоподъемностью могут использоваться для решения вспомогательных задач. Оборудование средней мощности — применяться для доставки бетона, необходимого для создания монолитных конструкций. А краны высокой мощности будут уже использоваться для монтажа железобетонных конструкций.
На судостроительных верфях используются неподвижные краны с боковой ограниченной подачей, а также передвижные модели с подачей вдоль всей линии стапеля. В этой сфере используются как судостроительные, так и достроечные краны. Первый тип подходит для сборки корпуса судна на стапеле. Второй используется для работ по достройке, которые осуществляются уже после спуска на воду.
Чтобы понять, как выглядит башенный кран, нужно рассмотреть его основные элементы. Это:
Подъем грузов в такой технике происходит за счет использования трех элементов — лебедки, грузового каната и крюка.
Кроме того, к основным элементам башенного крана добавляются дополнительные устройства, которые необходимы для обеспечения безопасности. Это ограничители, которые устанавливаются на механизмы поворота крана, а также на те, которые отвечают за подъем груза и стрелы, перемещение грузовой тележки. Этими механизмами оператор управляет из кабины.
Установка кранов происходит в несколько этапов. Но для начала проводится осмотр строительной площадки и составляется смета, в которой будут учитываться затраты на транспортировку, труд рабочих, эксплуатацию вспомогательного оборудования и спецтехники.
Первый этап установки башенного крана — это устройство надежного основания. Для этого, независимо от типа крана, нужно выравнивать площадку, на которой будет установлена конструкция. Дальнейшее зависит от типа крана. Возможны такие варианты как:
Существует еще один тип крана, который устанавливается на фундаменте дома и является опорным каркасом.
В целях безопасности перед началом монтажных работ нужно поставить ограждения опасной зоны. Ее площадь определяется индивидуально, для этого учитывается наибольшее расстояние, на которое теоретически может отлететь груз в случае падения на землю. На этом участке не должно быть ни бытовок, ни складских помещений, за исключением тех объектов, которые необходимы для проведения монтажных работ.
В дальнейшем осуществляется установка на подготовленное основание в соответствии с типом конструкции. Чаще всего для монтажа используются другие краны, на гусеничном или мобильном ходу. Пошагово это выглядит так:
По аналогичному алгоритму собирают консоль (контрстрелу). Если конструкцией предусмотрен такой вариант, то на нее устанавливают противовесы.
После того, как кран будет собран, он должен пройти тщательную проверку в соответствии со строительными нормативами и инструкцией производителя. Инженерно-технических персонал проверяет состояние всех металлоконструкций, надежность их крепления, качество заземления электрических элементов. Регулярные проверки должны проводиться и при дальнейшей эксплуатации крана.
Все разновидности башенных кранов характеризуются общими параметрами. К ним относятся:
В сопроводительной документации может также быть указана расчетная скорость ветра, на которую рассчитан кран, или допустимый ветровой район. Это важно для его дальнейшей эксплуатации.
Выбор модели башенного крана осуществляется с учетом всех перечисленных параметров.
Климатические условия влияют на эксплуатацию такой техники. Влажность, холод — все это сказывается на состоянии конструкции. Поэтому производители стараются это учесть в своих разработках. Виды башенных кранов в зависимости от климатического исполнения:
Продукция зарубежных брендов не всегда соответствует этой классификации. Иногда импортная техника с маркировкой "У" может выдержать только температуру до —20º С.
Какое топливо используют КБ
Башенный кран относится к категории электрического оборудования. Его привод работает от электродвигателей, в настоящее время башенные краны с жидким топливом встречаются реже. В основном на дизельном топливе работают гусеничные КБ. Но и в этой категории появляется больше кранов с электродвигателями.
Как расшифровывается индекс КБ
Для башенных кранов используется система индексации, в которой сочетаются буквы и цифры. Буквы — это аббревиатуры:
Цифры определяются по своей системе:
первая цифра — это код размерной группы, он определяется по номинальному грузовому моменту, всего их предусмотрено девять (1 группа — до 30 т*м, далее по возрастающей до 9 группы — свыше 1200 т*м);
две следующие цифры — порядковый номер базовой модели, причем существует две группы: для поворотных предусмотрены цифры в диапазоне 01-69, для неповоротной — в диапазоне от 71 до 99);
четвертая цифра пишется после точки, это порядковый номер исполнения модели, по сравнению с базовой в модификациях может меняться грузоподъемность, высота, характеристики стрелы.
После цифрового кода следуют буквы кириллицы — А, Б, В. Они обозначают модернизацию, когда обновление конструкции не касается основных параметров.
Следующие буквы в маркировке — это климатическое исполнение ХЛ, Т, ТВ. Все это специальные модификации для холодного или тропического климата. Если эти буквы отсутствуют, кран сделан для умеренных климатических условий.
Например, кран с маркировкой КБ-405.1А — это обычный кран башенный с номинальным грузовым моментом 175 т*м (соответствует 4-й группе), первая модификация, разработан для условий умеренного климата.
Башенные краны — это спецтехника, без которой не обходятся ни строительные, ни погрузочно-ремонтные работы. Она представлена большим количеством разновидностей, которые различаются типом башни, стрелы, опоры, другими элементами конструкции. Краны могут иметь различные параметры грузоподъемности и высоты подъема. Их выпускают в различном климатическом исполнении, что позволяет выбрать модель, в наибольшей степени соответствующую потребностям конкретного проекта.
Монтаж кранов осуществляется с соблюдением требований строительных нормативов и инструкций производителей. Правила могут различаться для спецтехники различного типа.